пожилым гражданам о профилактике социальных мошенничеств
В настоящее время мошенничество является одним из распространенным видом преступлений. Все больше людей становятся жертвами мошенников.
Наиболее уязвимыми и наиболее предпочтительными для мошенников являются люди пожилого возраста, а также инвалиды. Пользуясь доверчивостью, преступники, представляясь работниками различных социальных учреждений, благотворительных фондов или жилищно-коммунальных служб, вводят людей в заблуждение и завладевают материальными средствами.
Чтобы не стать жертвами мошенников, обращаем Ваше внимание на ситуации, которые должны Вас насторожить.
Также в настоящей памятке мы приведем Вам ряд рекомендаций, соблюдение которых избавит Вас от неприятностей.
Внимание: нельзя, узнать человека за минуту, а также по внешнему виду.
Не слишком доверяйте тем, кого видите впервые!
Если социальные работники, слесари, электрики или представители жилищно- эксплуатационной конторы пришли к Вам без вызова, это повод насторожиться! Если Вы не знаете человека в лицо, попросите предъявить его документы или спросите, в какой организации он работает. До того, как открыть дверь незнакомцу, позвоните в названную им организацию и уточните, работает ли у них такой человек, и направляли ли его к Вам. Не стесняйтесь – это совершенно нормально!
Социальный работник не может прийти к Вам без постановки Вас на учет в организации социального обслуживания и заключенного с Вами договора о предоставлении социальных услуг. Поэтому открывать дверь каждому, кто назвался социальным работником, не нужно. Выплаты, доставка на дом пенсий и социальных выплат пенсионерам осуществляются уполномоченными на это органами и организациями (почта, банк и т.д.). Доставка на дом пенсий может производиться работниками почтовых отделений. В должностные обязанности социальных работников доставка и вручение пенсий гражданам пожилого возраста не входит. Социальные работники, которым Вы полностью доверяете, могут получать и приносить Вашу пенсию только по выданной Вами доверенности. Обмен (размен) денег кроме как в кредитном или ином уполномоченном на операции с денежными средствами учреждении проводиться не может!
Обращаем внимание, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются пожилым людям на основании поданного ими заявления в органы и учреждения социальной защиты населения по месту жительства, индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора о предоставлении социальных услуг. За получателем социальных услуг закрепляется социальный работник, имеющий служебное удостоверение, устанавливается график посещения – дни недели и часы посещения, выдается памятка с контактными телефонами должностных лиц организаций социального обслуживания или управления социальной защиты населения. В случае замены социального работника администрация организации социального обслуживания обязана предупредить Вас и сообщить фамилию, имя отчество нового социального работника. ПОМНИТЕ! Неожиданных приходов социальных работников не может быть!
Незнакомые люди представляются слесарями, электриками или представителями сферы обслуживания и под предлогом проведения акции бесплатно предлагают провести проверку установленного в квартире оборудования или водопровода.
Не верьте! Проверка соответствующими службами проводится только после официального оповещения жителей Внимание: в данной ситуации необходимо быть предельно бдительными и осторожными:
- Не открывайте дверь незнакомцам!
- Не впускайте в квартиру посторонних, сотрудников ремонтных служб или представителей ЖЭКа, если Вы их не вызывали!
- До покупки любой техники или препаратов, особенно дорогостоящих, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом и родственниками!
- Во всех случаях, когда к Вам пришли незнакомые люди, сообщайте об этом своим родным и близким!
«Мама, я попал в ДТП!»
Мошенники звонят потерпевшим, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, сообщают заведомо ложные сведения о том, что Ваш родственник попал в ДТП или совершил преступление и для решения проблемы необходима определенная денежная сумма, за которой приедет некий курьер. Иногда преступники представляются сыновьями либо внуками пожилых людей, сообщают о том, что попали в ДТП и нужно передать деньги некоему человеку.
Внимание: Не делайте этого! Это мошенничество! Техника сегодня позволяет даже подделать голос человека. Самое главное – не волнуйтесь, не поддавайтесь панике. Скажите позвонившему, что сможете собрать нужную сумму, свяжитесь с родственниками и сразу же обращайтесь в полицию! Ни в коем случае не передавайте деньги незнакомым людям!
СМС-мошенничества
Масса вариантов, из которых самым распространенными является розыгрыш призов, когда мошенник сообщает Вам о том, что Вы выиграли ценный приз, но существует один маленький нюанс – для получения приза необходимо оплатить налог на выигрыш, либо оплатить его доставку. Мошенники рассылают сообщения с мольбой – «ребенку нужен донор». В СМС указывается номер, куда нужно позвонить в случае согласия. При звонке со счета снимается крупная сумма денег. Типичные сообщения: «Мама, закончились деньги, срочно положи на этот номер» или «Мама я попал в аварию необходимо выслать деньги на этот номер» и другие подобные сообщения.
Внимание: Не делайте этого! Это, как правило, мошенничество! Самое главное – не волнуйтесь, не поддавайтесь панике, свяжитесь с родственниками. Ни в коем случае не звоните по указанному в СМС номеру и не переводите деньги незнакомым людям!
Мошенничества с пластиковыми картами
Вам приходит сообщение о том, что Ваша банковская карта заблокирована и предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации, не торопитесь звонить по указанному телефону.
Чтобы похитить Ваши денежные средства, злоумышленникам нужен номер Вашей карты и ПИН-код, для этого они могут сказать о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации. Как только Вы их сообщите, деньги будут сняты с Вашего счета.
Внимание: Не сообщайте реквизиты Вашей карты! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код. Для того чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Номер телефона Вы можете найти на обратной стороне Вашей банковской карты либо в сети интернет.
Основные правила безопасности:
- Никогда и никому не сообщайте ПИН-код Вашей карты.
- Пользуйтесь только защищенными банкоматами.
- Немедленно блокируйте карту при ее утере, краже.
- Храните карты в надежном месте.
Просим Вас обратить внимание и запомнить еще ряд рекомендаций:
- Познакомьтесь и дружите с соседями.
- Если на улице с Вами пытается заговорить незнакомец, обращаясь к Вам с просьбой, вопросом или предложением, будьте бдительны.
- Не входите в позднее время в подъезд, лифт вместе с незнакомыми людьми.
- Если Вам придется идти поздним вечером, заранее планируйте маршрут, чтобы избежать слабо освещенных улиц, дворов, пустырей.
- Прежде чем принять любое решение, связанное со значительными расходами, обязательно посоветуйтесь с близкими.
- Надейтесь на себя и на свои силы.
Самый главный совет: не открывайте дверь незнакомым людям!
Если с Вами все же случилась беда — звоните в полицию по телефону 02, с мобильного — 102 или 112 (с сотового).